Некоторые аспекты исследовательской деятельности школьников города Кузнецка Пензенской области.

Беляева Дарья, 9 класс, МБОУ гимназия №1

Исследование, исследовательское поведение – это неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его выживания в изменяющейся среде, условие развития и даже здоровья.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что исследовательская  деятельность обусловлена особенностями психического развития в подростковом и раннем юношеском возрасте, ролью обучения в становлении личности, необходимой современному обществу. Вопросы, связанные с формированием экологического мышления, являются крайне важными.
Цель работы: показать важность и современность  экологического воспитания в становлении личности человека.
Задачи:
1.    Показать этапы становления экологического лагеря В гостях у природы в городе Кузнецке
2.    Раскрыть результаты многолетней исследовательской деятельности экологического лагеря
3.    Оценить важность экологического воспитания.

Материалом для исследовательской работы послужили литература по созданию школьных исследовательских проектов, многочисленные исследовательские проекты учащихся МБОУ гимназии № 1 и коллекционные материалы, собранные учащимися данного учебного общеобразовательного заведения, материалы информационного сайта Экологическая школа В гостях у природы.
Материалы для работы изучались в течение июля – августа 2013 года. Применялась методика работы с учебной литературой.

Кузнецкая экологическая школа В гостях у природыбыла создана в 1999 году как совместный проект отдела экологического образования государственного заповедника Приволжская лесостепь и городского управления образования. Целью данного проекта является создание условий для развития чувства сопричастности к решению экологических проблем, через включение в изучение и содействие по улучшению местной экологической обстановки.
Основные методы проектно-исследовательской деятельности в экологической школе: теоретические занятия, такие как изучение литературы, просмотр учебных видеофильмов, лекции, лабораторные занятия, анкетирование, а также практические занятия, такие как полевые исследования, сбор коллекционного материала, его обработка, анализ, обобщение полученных результатов, посещение музея ПГПУ им. В.Г. Белинского. Применяются различные формы практических занятий: однодневные выходы, исследовательские экспедиции продолжительностью от 3-х до 5-и дней, летний палаточный лагерь. В работе экологического лагеря принимают участие студенты, аспиранты и преподаватели Пензенского педагогического института и сотрудники заповедника Приволжская лесостепь.
Двенадцать лет действует на территории Кузнецкого района областной экологический лагерь. Лето для юных экологов не только пора отдыха и путешествий, но и время исследований и открытий, сбора практического материала.
В лагере задействованы стационарные участки – это окрестности Никольского болота Моховое, окрестности села Чибирлей и болото Клюквенное, Двориковский водно-лесной комплекс, Селитьбинское болото. Так же исследования проводятся и в черте города Кузнецка.
Удивляться красоте росинки на траве, понять радость духовного единства близких людей, группы единомышленников в походе или экспедиции – это просто здорово! Если испытывающий жажду человек ощутит вкус кристально-чистой воды из родника, то следующим шагом для него может стать потребность в его очистке, оборудовании. Сколько берегов водоёмов, речек, полян было очищено нами от мусора.
Приводим краткий перечень результатов, которых добились участники экологического лагеря:
1.    Сравнили состояние двух памятников природы – Моховое болото и Клюквенное болото. Антропогенное воздействие прослеживается в обоих случаях, но состояние Мохового болота лучше, чем Клюквенного болота. Обнаружено 12 видов мхов.
2.    На Чибирлейском Клюквенном болоте обнаружены виды, занесённые в Красную книгу Пензенской области. Это ива лопарская, клюква болотная, очеретник белый, пузырчатка малая. Обнаружено 10 видов мхов.
3.    Была создана пробная таблица толерантности мхов.
4.     В смешанном лесу вблизи памятника природы Моховое болото обнаружена новая популяция жука-оленя, занесённого в Красную книгу России и Пензенской области.
5.   К югу от с.Чибирлей были отмечены две ценопопуляции лилии мартагон (Lilium martagon).
В окрестностях с. Чибирлей встречена крупная популяция редкого в Пензенской области таёжного растения: цирцеи альпийской. На лесной просеке обнаружен гроздовник многораздельный. Обнаружено 14 видов мхов.
6.     Обнаружено на территории Кузнецкого района 3 вида плаунов – плаун булавовидный, плаун годичный и плаун сплюснутый. Все виды встречаются очень редко и нуждаются в охране.
7. Исследована растительность на территории Двориковского водно-лесного комплекса, где встречаются   такие редкие для Пензенской области виды, как хондрилла злаколистная, гвоздика песчаная и льнянка дроколистная. На лугах в пойме р. Медаевки (Двориковский водно-лесной комплекс) в нескольких местах отмечались редкие виды осок: осока Гартмана и осока сближенная. На обочинах дорог отмечен белоус торчащий.
8. Обследовано состояние водоемов Кузнецкого района. Водоёмы Моховое болото, Чибирлейский пруд по             индексу Вудивисса являются загрязнёнными, Шалкеевский пруд – умеренно чистый.
9.    Изучен состав Чешуекрылых стационарных стоянок экологического лагеря. На 4-х маршрутах в 2006 году был обнаружен 91 вид булавоусых чешуекрылых, относящийся к 6 семействам. и 48 видов разноусых чешуекрылых, относящихся к 10 семействам. Наша работа позволила уточнить ареал обитания редких видов. Среди учтённых видов: Мнемозина (Driopa mnemosine L.), Аполлон (Parnassius Apollo (ssp) democratus Krulikovs), занесены в Красную книгу Российской Федерации (2001). Была создана пробная таблица толерантности чешуекрылых.
10.    В Двориковском водно-лесном комплексе были обнаружены единственные в области популяции Кисточницы нелюдимой и Перламутровки восточной, отмечена вторая в области популяция Медведицы хозяйки.
11.    Обнаружены следы рыси, кабанов, барсука, енота, лосей, различных птиц.
12.    Изучен видовой состав птиц Селитьбинского и Торфяного болота. Исследована эндемичная колония серебристой чайки; открыты две расы серой цапли на Селитьбинском болоте.
13.    Изучен состав зообентоса и планктона Чибирлейского пруда, Селитьбинского болота, Шалкеевского пруда.
14.    Изучен состав мелких млекопитающих Кузнецкого района.
15.    Созданы гербарии растений и мхов памятников природы Моховое болото и Клюквенное болото, коллекция чешуекрылых Кузнецкого района.
16.    Созданы коллекции лишайников города Кузнецка и Кузнецкого района.
17.    Создана коллекция шмелей и жужелиц города Кузнецка и Кузнецкого района. Коллекции хранятся в гимназии № 1.
18.     Исследована растительность Патрикеевского пруда в Двориковском водно-лесном комплексе.
19.    Создана экологическая тропа в окрестностях Шалкеевского пруда Двориковского-водно-лесного комплекса и проведен ряд экскурсий.
20.    С целью облегчить работу учащимся и преподавателям, занимающимся научно – исследовательской деятельностью в Пензенской области и за её пределами в поисках необходимой информации по природоохранной и учебной тематике, был создан информационный сайт Экологическая школа В гостях у природы; адрес www. ekoshkola.seki.ru.
21.    Изучается состав рыб реки Труев в пределах города Кузнецка.

Выводы:

1.    Проанализировав работу экологической школы и экологического палаточного лагеря В гостях у природы, мы пришли к выводу, что бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, отличают истинного творца от простого исполнителя.
2.    В ходе защиты школьник учится излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.
3.    У учащихся формируется  система духовных ценностей, базирующихся на знаниях об экологических взаимодействиях, проблемах и способах их разрешения.
4.    Развивается эмоциональная сфера подростков и юношества через восприятие и осознание экологических связей в окружающей среде.
5.    Учащиеся перестают воспринимать природу, как нечто стороннее, абстрактное, лежащее за пределами личных интересов и повседневной жизни.
6.    Многие учащиеся, пройдя через несколько смен экологического лагеря, связывают свою дальнейшую судьбу с биологией.
7.    Резюмируя выше изложенное, напрашивается вывод: именно общение с природой, сам процесс познания её великих закономерностей могут стать едва ли не самым эффективным (а может быть и единственным!) средством воспитания высоконравственных людей с активной жизненной позицией. Стоит задуматься: может ли Природа научить плохому? Ответ очевиден: нет!


Спасибо за внимание