«Отношение жителей Кузнецкого района к экологическим проблемам и особо охраняемым территориям». Надеева Вера, ученица МОУ СОШ № 8, г. Кузнецк, 8 класс


Молодое поколение страны принимает участие в процессе возрождения своей Родины. Новая Россия должна быть страной не только демократической, но и экологически чистой: без загрязняющих атмосферу заводских труб, без варварской эксплуатации лесов и почв, с озерами и реками, не отравляемыми неочищенными стоками. На долю нашего поколения выпадает основная часть решения задачи экологического оздоровления России, потому и надо начинать с оздоровления своей малой Родины. При этом надо практиковать различные формы и методы, широко привлекать общественность.
Тема нашего исследования: отношение школьников села Явлейка Кузнецкого района и села Шаткино Камешкирского района к О.О.П.Т. (госзаповеднику «Приволжская лесостепь») и экологическим проблемам своего района.
Цель работы: изучение общественного мнения по поднимаемой теме и оптимально возможных путей оздоровления экологической обстановки в селах Явлейка и Шаткино. В связи с этим нами поставлены следующие задачи:
1. Продолжить изучать степень информированности жителей сёл Явлейка и Шаткино о государственном природном заповеднике «Приволжская лесостепь», о задачах и формах его работы.
2. Выявить наиболее злободневные экологические проблемы в этих сёлах, их причины и пути решения.
3. Провести сравнительный анализ результатов анкетирования школьников Явлейской школы за 2007 и 2010года.
4. На основе анализа результатов анкетирования, разработать рекомендации для сотрудников заповедника и школ с целью активизации экологического просвещения и воспитания.
В феврале – мае 2010г. мы провели теоретический описательный социологический опрос в форме анкетирования. Анкетирование проводили среди школьников Кузнецкого и Камешкирского района Пензенской области:
1) 3-11 классов учащихся школы Явлейки. Всего было получено ответов на 39 анкет
2) 3 – 11 классов учащихся школы Шаткино. Всего было получено ответов на 34 анкеты.
В анкете было поставлено 16 вопросов. Анализ вопросов указывает на их разнообразие. Анкета включает как открытые, так и закрытые вопросы.
Анализ и обработку социологической информации производили ручным методом. Полученные данные группировали и составляли таблицы, графики, диаграммы.
Результаты исследования сведены в таблицы и диаграммы.
Проанализировав результаты анкетирования в МОУ СОШ с.Явлейка Кузнецкого района мы пришли к следующим выводам:
1. За период с 2007 по 2010 наблюдается тенденция, которая свидетельствует о том, что общая осведомленность о заповеднике, осталась на прежнем уровне, об этом свидетельствует ответы на вопросы №2 и №4.Но заметно снизилось количество учащихся, знающих об охраняемых объектах на территории заповедника и запрещенных видах деятельности, в среднем на 20-30 %. Это мы можем видеть на средней диаграмме. в 2007 году хорошо знали охранюемые объекты 85%, в 2010 - 54% .
2. По-прежнему актуальной для села Явлейка остаётся проблема – свалки бытового мусора в несанкционированных местах (за 2007 и за2010 год на эту проблему указывает 85%). За последние 3 года резко возросло количество жителей, которые указывают на проблему вырубки лесов (в 2007 году-15%,а в 2010 – 64%,выросло примерно в 4 раза).Данная проблема считается острой в рамках всего Кузнецкого района, на это указывают и СМИ.
3. По результатам анкетирования за три года мы видим, что экологическая обстановка в селе Явлейка не улучшилась. А экологические проблемы, которые считались менее серьезными, стали сейчас более ощутимыми. Но, не смотря на это, в 2010 году уменьшилось количество школьников, готовых оказывать конкретную помощь в деле охраны родной природы, что свидетельствует о пассивной жизненной позиции опрошенных. Современная молодежь осознает серьёзность экологических проблем, но не готова принимать участие в их решениях(Например а, и б).
Сравнивая результаты анкетирования в МОУ СОШ с Явлейка Кузнецкого района и в МОУ СОШ с.Шаткино Камешкинрского района мы видим:
1. Школьники села Явлейки по сравнению со школьниками села Шаткино лучше осведомленны о задачах, которые стоят перед заповедником, о специальной охране, об участках заповедной территории. Они неплохо знаю историю создания заповедника 92%. Одна из возможных причин, что работники заповедника тесно сотрудничают с Явлейской школой уже на протяжении 20лет, и это сотрудничество имеет положительные результаты. А совместная работа заповедника со школой села Шаткино началось только в прошлом году.
2. Просматривается связь между уровнем осведомленности школьников о заповеднике с оценкой отношения жителей своего села к родной природе. Чем выше уровень осведомленности, тем принципиальнее оценка. Более принципиальная оценка характерна для школьников села Явлейка, они отмечают своё отношение к окружающей среде бережно на 38%,причиняют значительный вред -41% .А у школьников с. Шаткино преобладает ответ бережно(44%), ответ «наносят значительныё вред» дают лишь 11 %.И это не смотря наточто экологическаяобстановка в селе Шаткина не является лучшей по сравнениюс селом Я влейка.
3. Уровень осведомлённости об экологических проблемах, вероятно, влияет и на активность жизненной позиции, на готовность принимать участие в природоохранных мероприятиях. Не смотря, на то, что в 2010 году по сравнению с 2007, уменьшилось количество школьников села Явлейка, готовых оказывать конкретную помощь в деле охраны родной природы, их процент всё же выше при сравнении со школьниками села Шаткино.(в)
Рекомендации.
1. Работникам заповедника продолжить сотрудничество со школами, так как школьники Явлейки и школьники Шаткино предпочитают получать экологическую информацию, встречаясь с ними (Явлейка -46%,Шаткино -47%). На ряду со встречами чаще практиковать такие формы работы как тематические выставки, выступление в СМИ. С целью формирования активной жизненной позиции сотрудникам заповедника необходимо чаще выступать инициаторами экологических акций и организаторами природоохранных мероприятий.
2. Администрации и сотрудникам школы села Шаткино следует активизировать работу по экологическому просвещению и воспитанию и чаще обращаться за помощью в отдел экопросвещения госзаповедника «П.л.». Сделать обязательными проведение уроков о заповеднике во всех классах вышеуказанных школ. Создать постоянно действующие стенды о госзаповеднике для информирования, как учащихся, так и жителей сел.
Результаты нашего исследования преданны в отдел экологического просвещения госзапаведника «Приволжская лесостепь»

<< Назад