«Фотоопределитель
древесно –
кустарниковых пород пришкольной территории», Бикеева
Лена, МОУ СОШ №8, г. Кузнецк, 8 класс.
Цель нашей работы – создание фотоопределителя
древесно-кустарниковых пород пришкольной и околошкольной территорий МОУ СОШ №8 г. Кузнецка Пензенской
области.
Для достижения цели, поставлены следующие задачи:
1.Выявить видовой состав древесно-кустарниковой флоры на
изучаемой территории.
2.Выявить яркие отличительные признаки каждого вида, составить сравнительные таблицы,
сформулировать тезы и антитезы
3.Сфотографировать
древесно-кустарниковые породы для определителя.
4. Составить фотоопределитель.
5.Определить формы учебной деятельности для учащихся 4-7
классов с использованием нашего фотоопределителя.
Актуальность нашей работы заключается в создании учебного пособия на местном
краеведческом материале, которое можно использовать для работы на уроках биологии, географии, для
организации кружковой работы, при подготовке к школьным олимпиадам
Наша работа
проводилась в период с мая по сентябрь 2010г. на территории МОУ СОШ №8 г. Кузнецка Пензенской области.
Объекты наблюдения – деревья и кустарники
пришкольной территории, видовой состав которых определяли, пользуясь «
Определителем сосудистых растений центра Европейской России», Губанова.
Правильность определения подтверждали у методиста отдела экологического
просвещения госзаповедника «Приволжская лесостепь»
Сравнительные таблицы «Деревья»,
«Кустарники» составлены с учётом морфологических признаков, которые легко
наблюдаются в летне - осенний период..
МОУ СОШ №8 расположена
в юго-западном районе города Кузнецка. В районе отсутствуют промышленные
предприятия. Юго-западный район считается спальным районом, в котором
преобладают пятиэтажные жилые дома, много зелёной древесной растительности.
Город Кузнецк
расположен в средней полосе России, в северо-восточной части области на
территории Приволжской возвышенности, в умеренном климатическом поясе..
В результате проведенных
исследований, мы выявили следующие виды древесно-кустарниковых пород.
1. Барбарис обыкновенный
2. Берёза бородавчатая = повислая
3. Боярышник кроваво-красный
4. Вяз шершавый
5. Дуб черешчатый = летний и др.
Всего мы выявили 18 видов
деревьев и 8 видов кустарников. Их характеристика приведена в Таблице 1.
кустарники и Таблице 2. деревья
Фрагмент
Сравнительной таблицы «Кустарники».
Таблица 1.
Растение
|
Семейство
|
Ствол
Крона
|
Лист
|
Цветок
Соцветие
|
Плод
|
Другие признаки
|
Желтая акация = карагана
древовидная
|
Бобовые
|
Образует стволики толщиной до 10—15 см.
|
Лист парноперистосложный, с 4-7
парами неколючих листочков
|
Цветки зигоморфные (неправильной формы), жёлтого цвета, мелкие, собраны в
кисть
|
Плод боб 2- 4см
|
|
Шиповник коричный = майский
|
Розоцветные
|
До 2 м
высотой с тонкими прутьевидными ветвями, покрытыми блестящей
коричнево-красной корой; старые ветви буровато-коричневые.
|
Лист непарноперстосложный – на
верхушке сложного листа есть один непарный листочек. Листочки сверху
морщинистые
|
Цветы крупные, розовые с нежным ароматом
|
Плод красный, сочный многоорешек.
|
У основания черешков цветоносных побегов 2 шипа
|
Фрагмент фотоопределителя
на примере определения каштана.
Ко́нский кашта́н, многие виды повсеместно разводятся в парках.
Листопадное дерево, достигающее 25 м высоты. Плод — трёхстворчатая
шиповатая коробочка, открывающаяся по створкам, с одним крупным семенем. Лист сложнопальчатый
– листочки отходят из одной точки, как пальцы на руке, почки округло-конические с четырьмя кожистыми коричневыми чешуями, соцветие
метёлка.
Сначала обратимся к тезе 1
1. Дерево, отличительная черта дерева
образование единственного ствола (фото1)………………………………………………………………….……………………………..2
0. Кустарник,
ствол начинает ветвиться почти у самой поверхности почвы и его трудно
распознать среди ветвей (фото 2)………………………………………………………………21
2. Листья игольчатые (хвоя), некоторые побеги видоизменились
в шишки. Цветы, плоды
Отсутствуют (фото
3)..………………………………........................................................................3
0.Листовая пластина плоская, шишек нет, но есть цветы и
плоды (фото 4)…………...…...….5
5.Расположение листьев супротивное – листья расположены по
два, один напротив другого (рис.1)…………………………………...…..…..……………6
0.Расположение
листьев очередное – листья расположены по очереди, один лист за другим
(рис.1)…………………………...……………………….………9
6. Лист простой – одна листовая пластинка (рис.2)…...………….…………...…………………7
0. Лист сложный –
много листовых пластинок
(рис.3)…….……………………………….......10
10. Лист сложнопальчатый –
листочки отходят из одной точки, как пальцы на руке, почки
округло-конические с четырьмя кожистыми
коричневыми чешуями, соцветие метёлка. Плод — трёхстворчатая шиповатая
коробочка, открывающаяся по створкам, с одним крупным семенем; зародыш
согнутый. Семейство сапиндовые – каштан
конский (желудник или эскулус) (фото 10).
Наш определитель можно использовать на уроках:
1.Окружающий мир с 2 по 4 класс
2.Биология с 6 по 7 класс
3 География с 7 по 8 класс
Выводы.
1. Созданный нами фотоопределитель
прост и доступен в применении, так как содержит фотографии, отражающие внешний
вид растения, форму листьев, почек, цветов, плодов. По словесному описанию,
иногда бывает сложно понять о каком растении идёт речь, нужен наглядный пример.
Наш определитель учитывает этот недостаток, поэтому он содержит много
фотографий.
2. Фотоопределитель позволяет реализовывать в преподавании
принцип краеведения, изучать биологию на местном материале. Поддерживает
познавательный интерес, расширяет кругозор.
3. В
определителе собраны растения, произрастающие на школьной территории,
поэтому проведение экскурсий с
применением определителя не требует больших временных затрат. Проведение экскурсий возможно в рамках одного
урока.
4. Его
применение возможно и при организации
кружковой работы с целью изучения экологических особенностей местной флоры. Так
как все определяемые растения произрастают на территории Пензенской области.
6.Учебные
занятия с применением фотоопределителя способствуют
эстетическому воспитанию школьников и формированию бережного отношения к
природе.
Также мы провели экскурсию с использованием определителя в
4а классе. Их классный руководитель написала отзыв о нашем
фотоопределителе.