«Фотоопределитель древесно – кустарниковых пород пришкольной территории», Бикеева Лена, МОУ СОШ №8, г. Кузнецк, 8 класс.

Цель нашей работы – создание фотоопределителя древесно-кустарниковых пород пришкольной и околошкольной  территорий МОУ СОШ №8 г. Кузнецка Пензенской области.

Для достижения цели, поставлены следующие задачи:

1.Выявить видовой состав древесно-кустарниковой флоры на изучаемой территории.

2.Выявить яркие отличительные признаки каждого вида,  составить сравнительные таблицы, сформулировать тезы и антитезы

3.Сфотографировать  древесно-кустарниковые породы для определителя.

4. Составить фотоопределитель.

5.Определить формы учебной деятельности для учащихся 4-7 классов с использованием   нашего фотоопределителя.

Актуальность нашей работы заключается в  создании учебного пособия на местном краеведческом материале, которое можно использовать для  работы на уроках биологии, географии, для организации кружковой работы, при подготовке к школьным олимпиадам

 

Наша работа проводилась в период с мая по сентябрь 2010г. на территории  МОУ СОШ №8 г. Кузнецка Пензенской области.

    Объекты наблюдения – деревья и кустарники пришкольной территории, видовой состав которых определяли, пользуясь « Определителем сосудистых растений центра Европейской России», Губанова. Правильность определения подтверждали у методиста отдела экологического просвещения госзаповедника «Приволжская лесостепь»

   Сравнительные таблицы «Деревья», «Кустарники» составлены с учётом морфологических признаков, которые легко наблюдаются в летне - осенний период..

 

МОУ СОШ №8 расположена в юго-западном районе города Кузнецка. В районе отсутствуют промышленные предприятия. Юго-западный район считается спальным районом, в котором преобладают пятиэтажные жилые дома, много зелёной древесной растительности.

  Город Кузнецк расположен в средней полосе России, в северо-восточной части области на территории Приволжской возвышенности, в умеренном климатическом поясе..

 

В результате проведенных исследований, мы выявили следующие виды древесно-кустарниковых пород.

         

1. Барбарис обыкновенный

2. Берёза бородавчатая = повислая

3. Боярышник кроваво-красный

4. Вяз шершавый

5. Дуб черешчатый = летний и др.

 

 

 

Всего мы выявили 18 видов деревьев и 8 видов кустарников. Их характеристика приведена в Таблице 1. кустарники и Таблице 2. деревья

 

Фрагмент Сравнительной таблицы «Кустарники».

Таблица 1.

Растение

Семейство

Ствол

Крона

Лист

Цветок

Соцветие

Плод

Другие признаки

Желтая акация = карагана древовидная

Бобовые

Образует стволики толщиной до 10—15 см.

Лист парноперистосложный, с 4-7 парами неколючих листочков

Цветки зигоморфные (неправильной формы), жёлтого цвета, мелкие, собраны в кисть

Плод боб 2- 4см

 

Шиповник коричный = майский

Розоцветные

До 2 м высотой с тонкими прутьевидными ветвями, покрытыми блестящей коричнево-красной корой; старые ветви буровато-коричневые.

Лист непарноперстосложный – на верхушке сложного листа есть один непарный листочек. Листочки сверху морщинистые

Цветы крупные, розовые с нежным ароматом

Плод красный, сочный многоорешек.

У основания черешков цветоносных побегов 2 шипа

Фрагмент фотоопределителя
  на примере определения каштана.

Ко́нский кашта́н, многие виды повсеместно разводятся в парках. Листопадное дерево, достигающее 25 м высоты. Плод — трёхстворчатая шиповатая коробочка, открывающаяся по створкам, с одним крупным семенем. Лист сложнопальчатый – листочки отходят из одной точки, как пальцы на руке, почки округло-конические с четырьмя  кожистыми коричневыми чешуями, соцветие метёлка.

Сначала обратимся к тезе 1

1. Дерево, отличительная черта дерева образование единственного ствола (фото1)………………………………………………………………….……………………………..2

 

       0. Кустарник, ствол начинает ветвиться почти у самой поверхности почвы и его трудно распознать среди ветвей (фото 2)………………………………………………………………21

 

2. Листья игольчатые (хвоя), некоторые побеги видоизменились в шишки. Цветы, плоды

Отсутствуют (фото 3)..………………………………........................................................................3

 

0.Листовая пластина плоская, шишек нет, но есть цветы и плоды (фото 4)…………...…...….5

5.Расположение листьев супротивное – листья расположены по два, один напротив другого (рис.1)…………………………………...…..…..……………6

 

      0.Расположение листьев очередное – листья расположены по очереди, один лист за другим (рис.1)…………………………...……………………….………9

6. Лист простой – одна листовая пластинка (рис.2)…...………….…………...…………………7 

 

    0. Лист сложный – много листовых пластинок  (рис.3)…….……………………………….......10

 

10. Лист сложнопальчатый – листочки отходят из одной точки, как пальцы на руке, почки округло-конические с четырьмя  кожистыми коричневыми чешуями, соцветие метёлка. Плод — трёхстворчатая шиповатая коробочка, открывающаяся по створкам, с одним крупным семенем; зародыш согнутый. Семейство сапиндовыекаштан конский (желудник или эскулус) (фото 10). 

 

Наш определитель можно использовать на уроках:

1.Окружающий мир с 2 по 4 класс

2.Биология с 6 по 7 класс

3 География с 7 по 8 класс

 

Выводы.

1. Созданный нами фотоопределитель прост и доступен в применении, так как содержит фотографии, отражающие внешний вид растения, форму листьев, почек, цветов, плодов. По словесному описанию, иногда бывает сложно понять о каком растении идёт речь, нужен наглядный пример. Наш определитель учитывает этот недостаток, поэтому он содержит много фотографий.

 

       2. Фотоопределитель позволяет реализовывать в преподавании принцип краеведения, изучать биологию на местном материале. Поддерживает познавательный интерес, расширяет кругозор.

 

       3.  В  определителе собраны растения, произрастающие на школьной территории, поэтому проведение экскурсий  с применением определителя не требует больших временных затрат.  Проведение экскурсий возможно в рамках одного урока.

 

       4. Его применение возможно и при  организации кружковой работы с целью изучения экологических особенностей местной флоры. Так как все определяемые растения произрастают на территории Пензенской области.

       6.Учебные занятия с применением фотоопределителя способствуют эстетическому воспитанию школьников и формированию бережного отношения к природе.

 

Также мы провели экскурсию с использованием определителя в 4а классе. Их классный руководитель написала отзыв о нашем фотоопределителе.